Привет всем читателям блога Olston3D! В первой и второй частях статьи мы подбирали конфигурацию компьютера для работы с графическими приложениями и выбирали 3D пакет для будущей работы. Сегодня я представляю вам заключительную часть – обучение. Поскольку основным пакетом, в котором работаю я сам, является 3ds Max, то подразумевается что дальнейшее повествование посвящено этой программе. В этой статье мы рассмотрим обучение 3ds Max и как изучать 3ds Max.
Когда новичок впервые запускает трехмерный редактор и видит перед собой открывшийся интерфейс, его охватывает легкая оторопь. И после нескольких неудачных попыток самостоятельного ковыряния и беспорядочного нажатия на кнопки, желание стать великим аниматором улетучивается. «Поиграю-ка я лучше в свой любимый шутер» – говорит он и надолго, если не навсегда, закрывает программу.
Бывает другая крайность. Кое-что выучил, начал работать, столкнулся с трудностью, не доделал работу. Начал другую, столкнулся с трудностью – опять не доделал. 10 начатых и незаконченных проектов. В результате бессистемных метаний, все тот же «любимый шутер».
Психологический барьер возникает в результате несовпадения мечты и реальности. В мечтах человек видит себя уважаемым мэтром, которому вручают «Оскар» и на него восхищенно взирают начинающие аниматоры. А в реальности – сложный интерфейс, долгий, нудный и кропотливый труд. Но не так страшен черт, как его малютка. Даже такие великие аниматоры, как Уолт Дисней и Джон Лэссетер тоже начинали с нуля. Только им было гораздо тяжелее, потому что они были первыми. Упорство, настойчивость и одержимость подняли их на вершину успеха.
А в нашем распоряжении груды литературы, интернет, терабайты обучающего видео, школы, колледжи, форумы, блоги. Только учись! Я уже не говорю о торрентах.
Заканчиваем с лирическим вступлением. Итак, вы твердо решили учиться. И учиться именно на аниматора. Не секрет, что эта профессия требует наличия актерских данных. Протестируйте себя – придумайте какого-нибудь прикольного персонажа (пьяную улитку, сумасшедшего муравья, стеснительного гаишника и т.д.) и попытайтесь его изобразить, сыграть роль. Не торопитесь, продумайте в деталях возможное поведение своего героя, и когда у вас сформируется четкий образ, попытайтесь его воспроизвести. Лучше всего, если вы проделаете это перед зрителями – родственниками, друзьями. По их реакции будет видно, насколько вы убедительны в этой роли. И не надо стесняться! Профессия аниматора и стеснение – понятия несовместимые. Получилось? По лошадиному ржанию вокруг, вижу что да.
Переходим к обучению. Самое главное – ответственность перед самим собой. Убедите себя в том, что вы, как бы, устроились на работу и каждый день, например с 10 утра, у вас начинается рабочий день. Уверяю вас – через пару недель вы привыкнете к этому режиму.
Первое, что нам нужно – это 3D проект. Без четкого плана действий бесполезно жамкать по кнопкам. Многие начинают обучение с изучения интерфейса. Они наивно полагают, что зная интерфейс, смогут выполнять поставленные задачи. Мы с вами будем действовать в обратном направлении – сначала конкретная задача, а потом выбор кнопки для ее решения. Это как песня. Вы же не разучиваете специально слова. Текст запоминается автоматически в процессе звучания песни. Так же автоматически будут запоминаться функции интерфейса программы в процессе выполнения работы.
Мы будем делать мультфильм. Вооружитесь бумагой и ручкой и набросайте сценарий будущего мульта. Если у вас недостаточно идей и ничего интересного не приходит на ум, то самый лучший способ подогреть воображение – посмотреть работы мастеров. Вот где кладезь идей. «Том и Джерри», фильмы студии «Pixar», бессмертные диснеевские шедевры, натолкнут вас на массу новых, интересных находок. Посетите галереи трехмерщиков на специализированных сайтах.
При написании сценария, учитывайте ваши возможности. Вы никогда не сможете создать в домашних условиях фильмы такого уровня, как «Шрек» или «Мадагаскар». Не забывайте, что над ними трудятся сотни человек, и технические возможности больших студий намного превосходят ваши. Двух, трех персонажей для портфолио хватит за глаза. Главное – это интересная идея! Мульт не должен быть слишком длинным. Хорошее произведение похоже на выстрел – жахнул и все офигели! Коротко и по существу.
Ну вот, у нас есть прекрасная идея, написанный сценарий. Нужно нарисовать раскадровку (storyboard). Не обязательно уметь хорошо рисовать. Достаточно схематически изобразить действие в кадре, чтобы представить, как будет выглядеть композиционно будущая сцена. Раскадровка очень похожа на комиксы – это, своего рода, рассказ в картинках. Она является визуальным ориентиром при создании мультфильма.
Теперь нам нужно придумать образы героев фильма. Естественно они должны быть привлекательными и запоминающимися. И не важно, положительный персонаж или отрицательный. Если вы умеете рисовать, то можете поэкспериментировать, поискать характер. А если нет, то всегда есть возможность найти похожие референсы в сети и обработать на свой вкус в Photoshop.
Продумайте окружающую среду (Environment), в которой будет происходить действие. Опять же, учитывая свои возможности, не усложняйте обстановку. Одна-две локации – больше не надо.
Так, все готово! Запускаем 3D редактор. Первый этап производства – моделинг. Вот тут и вступает в силу наше правило – сначала конкретная задача, а потом поиск решения. Находим в интернете обучающие материалы по моделингу, благо их там великое множество, и следуя указаниям инструкора, приступаем к созданию своего персонажа. Все последующие этапы проходим точно таким же путем. Задача – поиск туториалов – решение!
А вот и сама последовательность этапов производства:
- Моделинг
- Текстуринг
- Оснастка персонажей (setup, rigging, skinning)
- Анимация (если ваши персонажи говорят, то звуковые треки с голосом отписываются заранее)
- Установка освещения
- Работа с камерой
- Рендеринг (визуализация)
- Композитинг
- Монтаж
- Озвучивание
Кстати, на этапе оснастки персонажа вы можете воспользоваться моими видеоуроками:
Полная настройка и риг персонажа в 3ds Max
Риггинг лица персонажа в 3ds Max с помощью системы CAT
Создание ресниц и бровей персонажа для анимации в 3ds Max
Продвинутый скининг персонажа в 3ds Max
Да, путь сложный. Но зато как сладок успех!!!
Вам понравилась эта статья? Она вам чем-то помогла?
О, спасибо огромное за статью! Все четко, подробно, для таких чайников, как я, которые хотят стать аниматорами, это ОЧЕНЬ хорошая статья! Ещё раз спасибо)
Главное, двигаться по шагам и не разбрасываться по разным темам. Сначала моделинг изучите, потом текстурирование и т.д. У вас все получится!
А можно вопрос? В каком месте вы учились, было ли сложно поступить? Просто я не знаю куда поступить, хотя все пересмотрела.
лёна, я начинал осваивать 3D графику в 1992 г. Тогда, к сожалению, не было учебных заведений по этой профессии и мне приходилось до всего доходить самостоятельно. Сегодня с этим проблем нет. Полно учебных заведений по всему миру, включая Россию. Если хотите подробнее обсудить обучение, то свяжитесь со мной по скайпу – kaimbra
здраствуйте olston3d, хорошая статья получилась, но хотел бы узнать я конкретные сведения для монтажа видео или клипов,
посоветуйте какую мне прогу использовать лучше всего для моделирования 3D объекта, текстурирования, и для анимации, точнее потом через какую прогу поместить 3D объект в видеоклип? объясните все подробнее на мой емаил, я буду очень благодарен за помощь, не умею моделировать, у самого есть 3Ds max 2016, но ничего я не умею, только начинаю искусство моделирования, вот мой @mail: dima.verhoturov77@mail.ru
и если у вас есть Whatsapp то оставьте мне номер свой, я хотел бы связаться с вами с этого мессенджера.
Здравствуйте, Дмитрий! Постараюсь ответить вам подробно в письме.
Супер!
Спасибо за такой хороший мануал!
Действительно, когда изучаешь информацию для решения какой-то задачи, например, создания мультфильма, запоминается гораздо лучше, чем просто изучение по книге или видеокурсу.
Отличный у Вас сайт!
Спасибо огромное за позитив!
Спасибо огромное! для чайников очень полезно! Очень хочу стать аниматором (мультипликатором)1
Савелий, очень хорошее желание! Это одна из самых лучших профессий на свете. Но к сожалению без образования овладеть ею не получится. А также необходим актерский дар.
Boт статья просто вдохновляет новичков… Спасибо вам !
И вам тоже, Emin-off! ))
И вообще что нужно для того, чтобы создать добротную студию 3Д анимаций? Премного буду благодарен!
Здравствуйте, Евгений! Меня зовут Сакен, я из Казахстана, г. Шымкент(Чимкент). Прочитал ваши статьи о 3Д анимации. Я очень поражен насколько вы любите свою профессию и работу! Побольше бы таких как вы и возможно в Казахстане уже дошли бы до уровня России! Сам не аниматор, но планирую в Шымкенте открыть студию 3Д анимаций – обожаю эту сферу! Посоветуйте пожалуйста какое оборудование и сколько спецов нужно для студий(возможный минимум) и полнометражного анимационного проекта? Заранее спасибо, в будущем хотелось бы с вами сотрудничать!
Здравствуйте, Сакен! Спасибо за теплый отзыв. Ваша идея создать анимационную студию, на мой взгляд, замечательная! Но начинать надо не с закупки оборудования и программного обеспечения, а с проекта. То есть у вас должен быть сценарий будущего полнометражного анимационного фильма. Исходя из этого сценария, определяется все остальное. Тонкостей очень много. Если хотите обсудить это более подробно, то мы можем связаться по Скайпу и поговорить. Мой логин – kaimbra
Отличная статья!
Действительно, всё коротко и ясно.
Ничего лишнего.
класс не много света в моем темном тунели
Денис, главное не останавливаться и все время двигаться вперед! Успехов вам!
Вот оно – руководство, обязательное для прочтения всем начинающим 3D-шникам: коротко, ясно, позитивно и мотивируеще!
Спасибо за бодрый коммент! Даже расстрогался. Надеюсь, эта статья многих вдохновит. Сам проходил когда-то весь этот путь. Если бы тогда вышла подобная статья, то мне было бы легче
Друзья, благодарю за комментарии! Ярослав, могу посоветовать одну вещь. Снимите себя в роли улитки на видео. Выложите это видео на Youtube, но доступ к просмотру установите не на “доступно всем”, а только для тех у кого есть ссылка. Разошлите ссылку всем своим друзьям и пусть они оценят ваши актерские данные.
Спасибо за статью. Вот у меня вопрос. вот я изобразил улитку родителям панравилась. но они могут неправельно оценить потому как я их сын. А как узнать что я дествительно хорошо зделал? как узнать что у меня есть актерские данные?
Забыла! И за уроки вам спасибо. 🙂
Наконец то появился такой материал! Я уверена что мне поможет эта статья. Все понятно изложено. Побольше бы таких. Спасибо Олстон 3д
Спасибо Вам за нужную статью! Все панятно изложено и по шагам. Я начинающий и мне такое нужно.